Очерк истории культовой архитектуры Жуковского района.

(Автор Гришенок Д.И.)

На протяжении всей своей истории человек верил в то, что превышает его самого и окружающий его мир. История развития религиозных верований также богата и разнообразна, как и история человечества. В процессе исторического развития люди вольно или невольно оставляли следы своего существования потомкам. Сегодня по ним можно судить о том, каким оно было. Религиозная жизнь человека также оставляет свои следы. С полной уверенностью к ним можно отнести те архитектурные сооружения, которые возводил человек для отправления своего религиозного культа. Изучая их, можно многое узнать не только о том, во что и как верили люди в прошлом, но и об их обычной жизни, о том, почему, кто, как и из чего строил храмы, и, наконец, зачем их разрушали.

Жизнь наших предков, славян-язычников, протекала в рамках законченного и бесконечно повторяющегося цикла умирающей и воскрешающейся природы. День начинался новым восходом, а заканчивался неизбежным закатом. Ночное небо вместе со своим светилом – Луной не было неизменным. Оно совершало вечный круговорот вокруг незримой Оси Мира, обозначенной Полярной звездой. Сменялись времена года, проходили и сами года. Все вокруг было наполнено ощущением единства всего живого, как видимого, так и невидимого. Человек той эпохи жил в окружении иерархии сверхъестественных существ, каким-либо образом влияющих на его жизнь. Он и сам был частью этого чудесного мира. Посредством обычных заклинаний, заговоров, оберегов знающий человек мог влиять на низших духов. Высшие, вселенские боги требовали других способов общения.

Годовой цикл имел целый ряд поворотных, ключевых моментов, обозначающих начало или конец определенных участков его течения. Эти дни считались священными и отмечались особыми ритуальными действиями и праздниками. Святилище было местом, где и происходило служение человека божественным силам природы. Этот процесс организовывался особым сословием – жрецами, имеющим свою сложную внутреннюю структуру. Они были именно организаторами, но ни в коем случае не единственными служителями. Вся община, все допущенные на святое место люди осуществляли божественную литургию. Ее основополагающим элементом было воспроизведение в игровой форме космического мифа. В Перунов день, 2 августа, это был поединок Перуна с Велесом.

24 марта, в комоедицы, это шествие, символизирующее пробуждение медведя. Принося животных в жертву, люди благодарили богов. Они, в свою очередь, принимали эти дары. Отличительная черта жертвоприношений в том, что после того, как бог принял пищу, человек также ел эту же священную еду. Тем самым происходило единение богов и людей за своеобразным общим столом.

На сегодняшний день на территории Жуковского района древнейшим культовым сооружением считается языческое святилище на Благовещенской горе близ Вщижа. Открыто оно стараниями Б.А. Рыбакова, крупнейшего историка-археолога, проводившего раскопки в нашем районе в 1940 и 1948-1949 годах..

Судя по размерам, святилище на Благовещенской горе принадлежало жителям нескольких близлежащих поселений и могло вместить достаточно большое количество людей. Расположено оно на правом высоком берегу Десны. Сегодня большая его часть разрушена рекой. В древности святилище было окружено валом высотой 3-4 метра и глубоким рвом 18 метров ширины. Войти внутрь можно было по земляному мосту через ворота. Они находились ровно посередине большого деревянного дома длиной 60 метров и шириной 6 метров. Внутри него вдоль стен находились земляные лавки, каждая около метра шириной. В доме не было ни печей, ни очага, только кострища для освещения. Далее, за воротами дома на открытой площадке находился языческий «иконостас» – ряд зарытых в землю массивных столбов с вырезанными на них изображениями богов. Еще дальше был «алтарь» –огромное кострище для сжигания жертвенной пищи. Во время раскопок археологами были найдены просверленные медвежьи клыки, костяная головка птицы, горловина большого толстостенного глиняного сосуда в виде головы медведя с широко раскрытой пастью, бронзовые гривны, которыми украшались идолы, и другие предметы культового характера.

Пантеон языческих богов разнообразен, но в то же самое время един и принципиально целостен. Нельзя считать, что определенное святилище посвящено какому-то одному богу. Оно являлось местом почитания всех богов, более того, всего космоса. Тем не менее, у каждого племени были особо почитаемые боги и связанные с ними праздники. Судя по археологическим находкам, сделанным Б.А. Рыбаковым на Благовещенской горке, здесь особо почиталось женское божество, аналогичное древнегреческой Артемиде, чьим священным животным был медведь. В пользу этого предположения говорит само название горы. В период христианизации Руси православные церкви и часовни ставились на местах разрушенных языческих капищ. Причем названия им давались с учетом местных дохристианских традиций. Так, православный праздник Благовещения приходится на 25 марта, а языческий праздник пробуждения медведя, комоедицы, отмечался 24 марта. Совпадает и сам смысл обеих празднеств. Благовещение — это ожидание рождения Мессии, Спасителя, который навсегда победит смерть и восстановит утерянное человеком райское состояние. Комоедицы – праздник пробуждения Весны, медведя, зверя вечной девы Артемиды, сестры Аполлона, бога солнечного света, одолевающего силы тьмы и хаоса.

Место, выбранное нашими предками, не случайно. Оно превосходно защищено рекой с ее обрывистыми берегами. Не менее важно то, что с высоты Благовещенской горы открывается превосходный обзор ночного неба. Это, в своем роде, уникальная природная обсерватория, где славянские жрецы отслеживали движение светил. На другом берегу Десны находится так называемое Святое озеро, а также речка Ржаница, чье название совпадает с именем языческих божеств – Рожаниц. Возможно, в давние времена Благовещенское святилище было центром целого комплекса языческих капищ и святых мест.

Помимо своей непосредственно религиозной функции древнее святилище служило местом общения людей, живущих в округе. Несомненно, именно здесь решались важные вопросы, касающиеся целого племени.

В 988 году произошло судьбоносное для нашей Родины событие. Князь Владимир официально принял христианство в качестве государственной религии. Древняя Русь порвала с самобытным языческим прошлым и вошла в лоно мировой христианской культуры. Первоначально новая вера распространялась в городах. Быть христианином в то время значило принадлежать к передовому, образованному слою древнерусского общества. В сельской местности, удаленной от крупных городов, православие признавалось населением не сразу. Тем не менее, официально новая вера была принята, языческие волхвы потеряли былое влияние и социальную роль, а старые капища разрушены. Сведений о том, как проходила смена культа на территории нашего района, у нас нет. Ясно одно, новая вера шла рука об руку с новым образом жизни, с властью киевских, черниговских князей, с новыми налогами и повинностями. Люди перестали быть просто членами одного племени, они стали частью большого древнерусского государства. Естественно, новая религия, как и новая власть не могли потерпеть конкуренции со стороны старых культов и старых правителей. И те, и другие сошли с исторической арены.

В 1160 году состоялась свадьба вщижского князя Святослава Владимировича, племянника черниговского князя, с дочерью владимирского князя Андрея Боголюбского Марией. В связи с этим важным по- литическим событием во Вщиже была построена каменная церковь. По всей видимости, церковь во Вщиже была и до 1160 года. Но была она, скорее всего не каменная, а деревянная. Новую церковь строили владимирские мастера в своем северно-русском стиле. По плану она близка церкви Покрова на Нерли, считающейся шедевром древнерусской архитектуры. Находилась она в центре посада – части города, примыкавшей к крепости, детинцу. То, что церковь была каменной, говорит о солидном статусе города. Об этом же свидетельствуют найденные А.С. Уваровым в 1844 году при раскопках церкви уникальные бронзовые арки, а также найденный подсвечник с эмалью, сделанной во французском городе Лиможе в XIII веке.

Помимо каменной церкви во Вщиже, рядом с ним, на месте бывшего языческого святилища, стояла деревянная Благовещенская церковь. При ней было кладбище, служившее последним пристанищем жителям древнего города в XI – XIII веках. Из письма владельца села Вщиж М.Н. Зиновьева, написанного им в 1819 году историку Н.М. Карамзину, мы узнаем о больших гранитных крестах на курганах, «весьма не худо выделанных». Очевидно, эти кресты были поставлены во время борьбы с язычеством на местах захоронений древних славян.

Языческие курганы с христианскими крестами – это характерная черта двоеверия, особенной формы религиозного культа, существовавшего в Древней Руси вплоть до монгольского завоевания, а в некоторых регионах и много позднее. Его суть в том, что формально человек в средневековой Руси верил в христианского бога, ходил в церковь, более- менее соблюдал посты и называл своих детей православными именами. Но, одновременно с этим, он не забывал и старые традиции язычества, продолжал праздновать Ивана Купалу, провожал зиму блинами на масленицу, верил суевериям и чтил домового. Особенно ярко это проявлялось в устном народном творчестве, в многочисленных сказках и былинах, которые представляли собой зашифрованные языческие мифы.

Найденные А.С. Уваровым бронзовые арки являют нам пример двоеверия на более высоком, чем народные суеверия, уровне. Две арки изготовлены мастером Константином, который сделал автограф на своем изделии. Арки точно расчислены в древнерусских мерах. Внешний радиус дуги равен половине локтя – 22 см., внутренний равен четверти локтя– 11 см. К нижним краям полуокружности приделаны прямоугольники– 25 на 11 см., поставленные горизонтально. На продолжении внешней дуги снизу два ящера кусают прямоугольники. Ящеры являются подставками-втулками. Вся конструкция стояла на четырех подставках, образующих в плане прямоугольник со сторонами в один и половину локтя– 44 на 22 см. Как убедительно доказал Б.А. Рыбаков, эти арки служили каркасом конструкции «напрестольной сени», воздвигаемой при богослужении над алтарем. Она, в свою очередь, была своеобразной моделью вселенной, в точности соответствующей теории устройства мира грека Козьмы Индикоплова, описанной им в его «Космографии».

Бронзовый полукруг содержит три больших круга, один вверху, два у основания. Они схематично показывают движение солнца по воображаемой дуге небосвода – солнце утреннее, в начале своего пути, солнце дневное, в зените, и солнце вечернее, на закате. В каждом круге изображена стилизованная птица. В левом птица стоит, опираясь на обод круга, и клюет росток. В верхнем круге птица изображена в состоянии полета. Птица справа аналогична левой, разница только в том, что теперь птица клюет пышно распустившееся растение. На внешней стороне арок сделаны три втулки-подсвечники. Они расположены таким образом, чтобы огни зажженных свечей располагались в непосредственной близости с кругами-солнцами. Пространство между кругами заполнено плетеной решеткой с символами земли и поля – ромбами, поделенными на четыре части, в сочетании с растительными завитками. В каждом из примыкающих к арке прямоугольников изображены по две птицы, клюющие пышный росток, свисающий сверху. Непосредственно под дугой небосвода с каждых сторон находятся сложные плетеные символы, схожие с узорчатыми плетенками со знаками земли и поля. Между ними и боковыми солнцами изображены семарглы – крылатые псы, охраняющие под землей корни растений. Наконец, подземный и подводный ярус мироздания олицетворен на каждой арке двумя ящерами. Их огромные головы держат в зубах всю модель вселенной.

Перед нами интересное сочетание христианской космографии с древним языческим видением устройства мира. Этот синтез является характерной чертой интеллектуальной жизни эпохи двоеверия. Старые представления о природе все еще продолжали существовать в умах людей, хотя уже в скрытой форме, порождая необычный симбиоз идей.
Вщижская каменная церковь сгорела, похоронив под своими руинами десятки горожан во время осады города, предположительно в 1238 году во время монгольского завоевания Руси.

Покорение удельных древнерусских княжеств татаро-монголами имело крайне важное историческое значение для нашей страны. Произошел трагичный надлом в ходе развития древнерусской цивилизации.

В отношении церквей Жуковского района источники, в основном писцовые книги царя Михаила Федоровича периода 1626 – 1628 годов, сообщают следующее. В начале XVII века храмы существовали: в селе Быковичи – Афанасьевская; в селе Белоголовль – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церкви существовали и в таких крупных по тем временам селах как Хвощня (Фошня), Овстуг и др. Сведений о них нет в писцовых книгах царя Михаила Федоровича по причине вхождения этих селений в состав Речи Посполитой по условиям Деулинского перемирия 1618 года.

Не всем им удалось уцелеть в период Смутного времени. Наш район располагался на границе между Московским царством и Литвой, которая по Люблинской унии входила в состав Речи Посполитой. В ходе гражданской войны этот пограничный регион находился под контролем поляков. Так, например, в 1610 году жалованную грамоту на владение многими селами Брянского уезда, и в частности Хвощянской (Фошнянской) волостью бывший рославльский воевода И.Ф. Строкин получил от короля Речи Посполитой Сигизмунда III. В силу неопределенности Смутного времени вопросы собственности на земли и села решались зачастую с помощью силы. Село Овстуг и деревня Саково поменяли своих хозяев, оказавшихся «в воровстве», то есть перешедших на сторону Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Несмотря на жалованные грамоты короля Сигизмунда, земли, пограничные со ставшим 2 июня 1611 года польским Смоленском, постоянно подвергались грабежам «литовских людей». В 1614 – 1615 годах Брянский уезд пережил нападение отрядов поляков под предводительством полковника А. Лисовского. Были разграблены православные церкви в Нешковичах, в селе Барышье. В селе Быковичах храм был сожжен. Село Долгое разрушено до основания вместе с церковью.

Несмотря на то, что литовцы и поляки были христианами, они все же разрушали и грабили православные храмы. Это происходило в силу их отношения к православной вере. Польское, а к началу XVII века и большая часть литовского и западнорусского, дворянство исповедовало католицизм. Православие воспринималось ими как «крестьянская» вера, не подобающая высшему сословию. Подобное отношение было и к униатской вере, предназначенной для простолюдинов, а не для аристократов. Католицизм означал принадлежность к западноевропейской христианской цивилизации, а не только к польской культуре. Нельзя забывать, что для Сигизмунда III война с Москвой была также и войной религиозной. Католическая церковь и униаты никогда не отказывались от обращения московитов в римскую веру. Поэтому и горели православные церкви во время Смуты. Ситуация изменилась после смерти короля Сигизмунда в 1632 году. Нуждавшийся в поддержке многочисленных православных подданных, а особенно украинских казаков, новый король Владислав восстановил независимое положение православной церкви в Речи Посполитой.

С конца XVII века и вплоть до начала XX века развитие храмовой архитектуры шло плавно. На месте старых церквей строились новые. Росло число прихожан. Храмы увеличивались в размерах, богатели, вместо деревянных становились каменными. Инициаторами строительства чаще всего выступали помещики. Но нередко строительство начиналось благодаря усилиям местных священнослужителей и финансировалось за счет добровольных пожертвований прихожан.

На протяжении XVIII века были построены церкви в ряде сел и деревень нашего района.
В 1763 году был выстроен деревянный храм в селе Вщиж. Деньги на его постройку дал помещик деревни Дятьковичи Яков Васильевич Мачихин. В селе Княвичи в 1787 году был построен каменный храм с колокольней на деньги помещика Михаила Алексеевича Безобразова. Другой помещик, Петр Павлович Небольсин, в 30-е годы XIX века заменил деревянную крышу церкви на железную, а позднее выстроил вокруг нее каменную ограду. В Овстуге каменную церковь во имя Успения Пресвятой Девы Марии построил в 1776 году Тютчев. Его жена, Пелагея Дионисьевна Тютчева, прославилась постройкой в 1809 году большого каменного храма в селе Речица. Он имел три престола: главный – во имя Святителя и Чудотворца Николая; южный – в честь иконы Казанской Божьей Матери; северный – во имя Преподобномученицы Пелагеи.

В 1720 году помещик Иоакинф Евстрафьевич Алымов выстроил деревянный храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Токарево. До 1818 года он был приписан к Преображенской церкви села Вщиж. В 1833 году к Спасской церкви была пристроена колокольня усилиями Ивана Николаевича Алымова, потомка основателя храма. Он же, совместно с генералом Бухмейером, построил в 1842 году деревянный храм в селе Быковичи.

В селе Фошня каменный храм появился в 1795 году. Он имел один престол, посвященный Святителю и Чудотворцу Николаю. Позже, в 1828 году, к нему была пристроена колокольня, а также придельная часть с престолом в честь Святых Апостолов Петра и Павла.

На протяжении второй половины XIX века шло интенсивное строительство новых церквей, а также ремонт и расширение уже существующих. В селе Белоголовль молодой священник Иван Андреевич Крылов в 1853 году организовал строительство нового деревянного храма Святителя и Чудотворца Николая. Прихожанами было собрано 1800 рублей –сумма по тем временам немалая. Строительный материал, лес, был пожертвован овстугским помещиком Николаем Ивановичем Тютчевым. Помощь оказал и владелец села – князь Мещерский Д.М. . В 1854 году в церкви был установлен иконостас. Через семь лет, в 1861 году церковь была расширена и переименована из Николаевской в Троицкую.

Был увеличен храм во Вщиже. В 1857 году силами помещика деревни Песочня Ивана Мясоедова к нему был пристроен придельный алтарь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери к уже существующим – Преображения Господня и Великомученика Георгия Победоносца. Перед революцией было начато строительство новой каменной церкви, однако, оно не было закончено. От большой церкви сегодня остался только фундамент.

К 1884 году относится ремонт храма в Фошне, богатом числом особо почитаемых икон. К ним относился чудотворный образ Николая Угодника. По преданию, он был явлен в начале XIV века. Любовью пользовалась икона Страстной Божьей Матери. Считалось, что именно она избавила в 1848 году от холеры жителей Ходилович и близлежащих деревень. 23 октября 1902 года часть церкви и колокольня сгорели. Вскоре храм был восстановлен. При храме имелась часовня.

Была перестроена в 1893 году Успенская церковь села Быковичи. Руководили работами местный священник Автономов и помещик Пряженцов. Свою лепту внес помещик Николай Иванович Алымов, пожертвовавший строительного материала на сумму 5000 рублей. В новой церкви один из алтарей, имени Святого Благоверного князя Александра Невского, был основан в честь спасения Александра III.

В 90-х годах XIX века был обновлен и перестроен храм в селе Речица. Там был построен четвертый отапливаемый приход во имя Преподобномученика Андрея Критского. Он также, как и в Быковичах, был посвящен спасению Александра III и царской семьи 17 октября 1888 года. На средства прихожан была построена кирпичная колокольня.

Со спасением императора Александра III при крушении поезда в 1888 году было связано строительство церкви в Жуковке. Деньги, а именно 1600 рублей, а также 15,5 десятин земли на постройку храма имени Святого Благоверного князя Александра Невского были пожертвованы дворянином И.Д. Ганцкевичем. В числе жертвователей находился и духовный лидер тогдашней России – протоирей Иоанн Кронштадский. Храм был построен в 1896 году. Но только через несколько лет он перестал быть приписанным к Фошнянской церкви и превратился в самостоятельный приход, в состав которого входили деревни Месковичи, Сидоровка, Титовка, Орловка и Вышковичи.

Церкви имели в собственности земельные участки, дома, лесные угодья, также в их ведении находились школы грамоты. Доходы от церковного имущества шли на содержание служебного персонала, на ремонт зданий, на новое строительство, на нужды школ и на благотворительность. По состоянию на 1905 год солидной хозяйственной базой обладала церковь села Вщиж. Ей принадлежало здание для церковно-приходской школы, служебные дома для церковных сторожей, псаломщика, ряд лесных сторожек. Основной доход церковь получала от торговли лесом. Лесное хозяйство в размере 1033 десятины также служило источником дохода и для Фошнянской церкви, которая обеспечивала работу одной церковно-приходской, двух земских и пяти начальных школ. 1121 десятинами леса владела церковь в селе Белоголовль. Там также имелась одна земская и три начальные школы грамоты.

Крупным земельным собственником была церковь села Овстуг. Ей принадлежало 102 десятины земли. 62 десятины имели церкви села Речица и по 40 десятин – церкви сел Быковичи и Крыжино.

Несколько слов следует сказать об административном делении приходов нашего района. Церкви сел Быковичи, Высокое, Княвичи, Вщиж, Овстуг, Крыжино, Речица, Белоголовль, Токарево относились ко второму благочинническому округу. В третий входили церкви Фошни и Жуковки. По количеству прихожан бесспорным лидером являлся Фошнянский храм. Он обслуживал больше 7000 человек как в самой Фош- не, так и в близлежащих деревнях – в Ходиловичах, Петуховке, Велее, Козариновке, Сакове, Любегоще, Буиновке, Новом и Старом Лавшине, Гришиной Слободе, Погореловке и Косилове. По 2500 прихожан было в церквях Быкович и Высокого. Жители Леденева, Гостиловки, Летошников, Никольской Слободы и Лелятино входили в число прихожан белоголовльской Троицкой церкви, число которых достигало больше 2600 человек. Такое же количество прихожан было и у Преображенской церкви села Вщиж, обслуживавшей жителей Дятькович, Чудиново, Шамордино, Песочни и Неготино. Чуть меньше было прихожан в крыжинской церкви. Более 1800 человек составлял приход овстугских Успенской и Святой Великомученицы Параскевы церквей. В Речицкой Никольской церкви вместе с Молотино имелось 1600 человек прихожан. Почти 1400 прихожан было у Жуковского храма. Меньше всего, около 920 человек, был приход Спасской церкви в селе Токарево.

Революция 1917 года в корне изменила политику государства в отношении православной церкви. 23 февраля 1918 г был принят декрет об отделении церкви от государства. В течение года церкви, находящиеся на территории нашего района, были описаны и поставлены на учет вместе со всем имуществом. При местных органах власти создавались комиссии по отделению церкви от государства, которые вели работы по сдаче церковного имущества «группам верующих» согласно утвержденной инструкции о реализации декрета об отделении церкви от государства. Сохранилась служебная переписка между органами власти волостного и уездного уровней, отражающая элементы церковной политики новой власти. В январе 1919 года в школах Брянского уезда было отменено преподавание Закона Божьего. Из школьных помещений были удалены иконы. Служители церкви, не пожелавшие снять сан, отстранялись от школьной работы. Религиозные объединения, к которым была отнесена и Русская Православная Церковь, были лишены прав юридического лица, а вся документация, ведомая ими, должна была касаться только лишь вопросов культа. Был разрешён гражданский развод. Церковные счета были арестованы. Всего по докладу заведующего отделом юстиции при Брянском уездном исполкоме товарища Переверзева, предоставленному им в феврале 1919 года, на депозит финотдела у исполкома поступило 1 015018 рублей, из них 377018 рублей наличными и 638080 рублей в ценных бумагах.

Интерес представляет анкета Народного комиссариата внутренних дел, разосланная на места для изучения ситуации вокруг церкви. В ней отражены факты по состоянию на конец 1920 года. Согласно им на территории Фошнянской волости функционировало три православных храма и одна иудейская синагога. В Овстугской волости православных церквей 9, из них 2 не достроены. Церковные помещения не использовались для размещения там школ, читален, библиотек, госпиталей или казарм. Отдельно отмечен факт передачи лесных угодий Вщижской церкви в ведение гублескома. Отношение населения к использованию храмов для общественных нужд в анкете описывается как неудовлетворительное. Лица духовного звания должностей в светских учреждениях Фошнянской волости не занимают, тогда как в Княвичской, Госамской, Овстугской и других волостях священники привлекаются в качестве канцелярских служащих, счетоводов или, цитируя источник, «попы привлекаются временно для исполнения технической советской работы. Массовых выступлений по причине отделения церкви от государства не зафиксировано, а имевшие место конфликты «были улажены путем агитации».

Таким образом, церковная реформа на территории района прошла успешно, хотя и не была одобрена населением. Вскоре страна встала на путь глубокой модернизации, в ходе которой коренным образом преобразился её облик. Роль церкви в общественной жизни стала стремительно уменьшаться. Характерный пример. В протоколе заседания президиума Брянского губисполкома от 8 мая 1925 года зафиксировано ходатайство граждан села Новоселки Овстугской волости о закрытии церкви, построенной помещиком Небольсиным, и передачи её для культурных нужд. Прошение было удовлетворено. Это было началом процесса разрушения церкви, длившегося не одно десятилетие. Последние храмы были закрыты, либо демонтированы в послевоенное время. С начала 90-х годов XXI века происходит своеобразное возрождение Русской Православной Церкви. Этот процесс начался практически одновременно как в общественной жизни, так и на государственном уровне. В сложившийся десятилетиями советский быт стали возвращаться церковные праздники, ритуалы. Неуклонно рос интерес к религии, к духовности. Этот порыв охватил не только православных граждан, но также мусульман и представителей прочих вероисповеданий, в том числе сектантских. С другой стороны, и государство начало по-иному относиться к религии.

Восстановление традиций православия в нашем городе связано с именем отца Рустика, в миру Богатырева Руслана Викторовича. Именно благодаря его стараниям в непростых условиях был выстроен украшающий город храм имени Святого Благоверного князя Александра Невского. Сам отец Рустик родом из Белых Берегов, где он родился в 1966 году. Через 20 лет, после прохождения службы в армии, Руслан Викторович поступает в духовную семинарию в Сергиевом Посаде, тогда называвшемся Загорск. Спустя два года он был рукоположен епископом Орловским и Брянским Паисием в сан диакона. А 26 февраля 1989 года произошло рукоположение в священнический сан иерея. Начинал свою службу с момента посвящения в диаконы отец Рустик в Свято-Троицком храме поселка Бежичи под Брянском.

5 апреля 1989 года молодой священник по благословлению епископа Паисия был направлен для совершения богослужений и треб в Свято-Александро-Невский молитвенный дом церковной общины города Жуковка. Как такового, самого молитвенного дома не существовало. Прихожане собирались для совершения богослужений, как первые христиане, в частных домах на улице Дзержинского. В августе 1989 года был заложен фундамент молитвенного дома, а уже 1 января 1990 года он был открыт для посещения.

Ровно четыре года длилось строительство каменной церкви. 4 мая 1991 года епископ Паисий освятил основание храма, а 4 мая 1995 года колокольный звон над городом возвестил об открытии Православного храма имени Святого Благоверного князя Александра Невского. Освятил новый храм архиепископ Брянский и Севский Мельхиседек. Церковь строили, как говорится, всем миром. Помимо средств Брянской епархии, пожертвований прихожан, помощь была оказана администрацией района в лице Виктора Николаевича Полякова – заместителя председателя райисполкома, а также Жуковским лесхозом во главе с директором Владимиром Петровичем Савченко. Храм построен из белого и красного кирпича по проекту московских архитекторов Андрея Азарова и Вячеслава Залыгина.

В настоящее время помимо каменного храма и стоящего неподалёку здания молитвенного дома в черте города построена деревянная часовня около кладбища.
Во Вщиже существует часовня, а на месте старой церкви XII века поставлен памятный знак в виде креста. Отмечены сохранившиеся до нашего времени древнерусские погребения-курганы, а также поставлен деревянный крест на Благовещенской горке.

На месте святого источника в Фошне 30 сентября 2004 года открыт целый комплекс «У Святого источника».
14 июня 2003 года состоялось освящение воссозданного храма Успения Пресвятой Богородицы в Овстуге. Построила храм немецкая фирма «Кнауф».

2006г.