Премия “Русский букер”

rusbuker

Премия “Русский Букер” основана в 1991 г. как первая негосударственная премия в России после 1917 г. Присуждаемая ежегодно за лучший роман года на русском языке, она завоевала и сохраняет репутацию самой престижной литературной премии страны. Цель премии – привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. Первое вручение состоялось в 1992 г. Правом выдвижения произведений на премию обладают издательства и редакции крупных литературных журналов, библиотеки и университеты, список которых ежегодно утверждается Комитетом. В 2006 году Букеровский Комитет принял решение об эксперименте, рассчитанном на дальнейшее расширение «читательского представительства» в выдвижении романов на конкурс. К участию приглашаются все библиотеки – государственные и университетские, областные и городские. Стоит отметить, что в разные годы лауреатами Букера становились Виктор Астафьев, Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая, Булат Окуджава, Татьяна Толстая, Владимир Сорокин, Денис Гуцко.

Официальный сайт премии “Русский Букер”

2019 год

7 июля 2018 года Комитет премии «Русский Букер» объявил о том, что сезон 2019 года будет пропущен по техническим причинам.

2018 год

Из-за отсутствия финансирования в 2018 году «Русский Букер» не присуждался.

2017 год – Александра Николаенко

Премию «Русский Букер» получила Александра Николаенко за дебютный роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства». Александра Николаенко  родилась и окончила школу в Москве, в 18 лет поступила в Университет имени С. Г. Строганова, на факультет Монументальной живописи. Она профессионально освоила работу с мозаикой, роспись стен, живопись, скульптуру, дизайн. В 2002 году Александра стала одним из самых молодых членов Московского союза художников. Еще в школе начала писать рассказы. Со временем, сумев объединить эти два занятия, стала иллюстрировать свои любимые книги (например, книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»). Читатель наблюдает, как главный герой романа «Убить Бобрыкина. История одного убийства» Саша Шишин, проживает день за днем. Спит, просыпается, слушает упреки матери, ностальгирует и ненавидит. Он вспоминает школьные годы, дружбу с девочкой Таней и то, как его мучил сосед Бобрыкин. Саша хрупкий и немного не от мира сего, а Бобрыкин — его личный враг. Он все время оказывается на пути Саши, делает ему какие-то гадости или просто говорит что-то неприятное. Тут есть растянутая на все 200 страниц любовная история, а над тяжелой участью героя можно и поплакать. «Это очень крутой роман. Здесь русский язык — на десять, архитектура построения романа — на десять. Это не стандарт. Это гениальное произведение, написанное русским языком», — сказал председатель жюри, поэт и прозаик, лауреат «Русского Букера» —  Петр Алешковский.

«Русский Букер» – 2016.

В 2016 году «Русский Букер» отмечает свое 25-летие.
По традиции в финал избраны шесть лучших романов: Петр Алешковский «Крепость», Сухбат Афлатуни «Поклонение волхвов», Сергей Лебедев «Люди августа», Александр Мелихов «И нет им воздаяния», Борис Минаев «Мягкая ткань: Батист. Сукно» и Леонид Юзефович «Зимняя дорога». Победителем и обладателем награды в полтора миллиона рублей стал Петр Алешковский. А пять финалистов получают приз по 150 тысяч рублей.
В жюри — представители разных городов: прозаик и критик Алиса Ганиева (Москва), поэт Владимир Козлов (Ростов-на-Дону), вице-президент Российской библиотечной ассоциации Светлана Тарасова (Новосибирск) и профессор РГГУ Давид Фельдман (Москва).
Председатель жюри, поэт и прозаик Олеся Николаева, убеждена:

«Практически все представленные на премию романы концентрируют в себе актуальные, больные вопросы современности и утверждают традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. Я с самого начала очень переживала за роман «Крепость» Петра Алешковского. Это живой роман с необычным героем. Главное — здесь герой положительный, что редко случается в нашей современной литературе».

Книга Леонида Юзефовича «Зимняя дорога. Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922–1923» получила грант в 750 тысяч рублей.
На торжественной церемонии жюри «Студенческого Букера» провозгласило имя своего лауреата. Победителем стал роман Ирины Богатыревой «Кадын».

Петр Алешковский, роман «Крепость»

Петр Алешковский – русский писатель, историк, радио- и телеведущий, журналист, родился 22 сентября 1957 г. в Москве. Окончил исторический факультет МГУ в 1979 г., учился в заочной аспирантуре МГУ, но диссертацию не написал. Автор ряда статей по теме «Древнерусская археология». Шесть лет участвовал в работах по реставрации памятников Русского Севера: Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей.  Печатается как прозаик с 1989 г. Член СП Москвы с 1993 г.  В 1995 г. писатель отмечен премией журнала «Дружба народов». В шорт-листы Букеровской премии входили его романы «Жизнеописание Хорька» в 1994 г. и «Владимир Чигринцев» в 1996 г.  По оценкам критики, произведения П. Алешковского всегда отличают острый сюжет и оригинально осваиваемая литературная традиция, будь то «готический» роман, сказка, историческое повествование или русская реалистическая повесть с ее пристальным вниманием к «маленькому человеку». Петр Алешковский племянник Юза Алешковского и зять покойного историка Натана Эйдельмана.

Главный герой его нового романа «Крепость» – археолог Иван Мальцов, фанат своего дела, честный и принципиальный до безрассудства. Он ведет раскопки в старинном русском городке, пишет книгу об истории Золотой Орды и сам – подобно монгольскому воину из его снов-видений – бросается на спасение древней Крепости, которой грозит уничтожение от рук местных нуворишей и столичных чиновников. Средневековые легенды получают новое прочтение, действие развивается стремительно, чтобы завершиться острым и неожиданным финалом. «Петр Алешковский написал роман, так и брызжущий восторгом перед творением – подаренными нам временами года, оттенками неба и ветра, дикими гусями, порошей, ливнями, и перед культурой – древними церквями, фресками, вещами. Вместе с тем это роман трагический – о вытеснении человека с совестью за пределы общества, прямым следствием чего становится уничтожение культуры, а значит – и жизни», – отметила Майя Кучерская.

«Русский Букер» – 2015.

th_snegirevВ 2015 году старейшая в России независимая литературная премия присуждена в 24-й раз. В этом году лауреатом литературной премии стал Александр Снегирев (Алексей Владимирович Кондрашов) с романом «Вера». В 2005 году короткая проза А. Снегирёва была удостоена премии «Дебют». Как отмечал возглавлявший жюри премии писатель Евгений Попов, «меня в его сочинениях привлекло то, что Снегирёв пытается работать «поверх барьеров» авангардизма, «чернухи», лакировки, самолюбования, макабра, попсы и прочей мути». В дальнейшем печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «День и ночь». В 2007 году получил премию «Венец», в 2008 — премию «Эврика». В 2008 г.  роман «Нефтяная Венера» номинирован на премию «Большая книга», вышел в финал премии «Национальный бестселлер», номинирован на премию «Русский Букер». «Вера» – одна из самых заметных книг 2015 года. Роман о женщине с простым именем, жизнь которой начиналась на фоне родительской нелюбви. В центре повествования – судьба, типичная для большинства российских женщин, пытающихся найти свое счастье среди измельчавшего мужского племени. Избранники ее – один хуже другого. А потребность стать матерью сильнее с каждым днем. Может ли не сломаться Вера под натиском жестоких обстоятельств? Может ли выжить Красота в агрессивной среде? Как сложится судьба Веры и есть ли вообще в России место женщине по имени Вера?.. Роман-метафора А. Снегирёва ставит перед нами актуальные вопросы.

«Русский Букер» – 2014.

small_20141209_143041На торжественной церемонии в гостинице «Золотое кольцо» председатель жюри литературной премии «Русский Букер», историк литературы Андрей Арьев назвал имя лауреата премии 2014 года за лучший роман на русском языке. Им стал Владимир Шаров за роман «Возвращение в Египет». («Знамя», 2013, № 7–8) «Возвращение в Египет» — очередная попытка Владимира Шарова размотать клубок российской истории. В центре эпистолярного романа — судьба Коли Гоголя, потомка и полного тезки классика. На плечи Коли возложена ответственность дописать вторую и третью части «Мертвых душ»: не то чтобы герой обладал выдающимся литературным даром — скорее, он решается на этот дерзкий и почти кощунственный поступок под давлением родственников, которые одержимы идеей о том, что, успей Николай Васильевич завершить поэму, Россия, возможно, пошла бы по другому пути и смогла избежать многих бед. «Возвращение в Египет» — это, безусловно, гигантский историко-философский труд, однако автору удается нивелировать практически неизбежный для жанра пророческий пафос нежным вниманием к горестям и радостям маленьких людей. Маленьких отнюдь не в гоголевском смысле: по страницам «Возвращения в Египет» не гуляют толпами акакии акакиевичи башмачкины. Просто перед лицом рока любой человек — песчинка. Даже если ему предначертано выполнить великую миссию.
«Бывает в жизни так сплошь и рядом, что бегство от зла оказывается на поверку возращением к нему. Так же как люди могут считать, что они идут в землю обетованную, встали и пошли, а потом выясняется, что они возвращаются обратно. Роман, строго говоря, об этом. О личном выборе каждого человека, о решении, о том, что он может и считает, что он может себе позволить, и какой грех допустим, а какой недопустим и так далее. В общем, масса вещей, как мне кажется, и как мне представляется, становятся видны, ясны и понятны только через очень-очень много лет и только при очень честном взгляде на себя, на свою судьбу, на свою историю, на свою страну». В. Шаров
В 2014 году старейшая в России независимая литературная премия присуждена в 23-й раз. В этом году на победу, кроме «Возвращения в Египет», претендовали «Обитель» Захара Прилепина, «Жизнеописание Петра Степановича К.» Анатолия Вишневского, «Ключ. Последняя Москва» Натальи Громовой, «Воля вольная» Виктора Ремизова и «Мраморный лебедь» Елены Скульской. С 2012 года и на следующие пять лет шестым за время существования Русского Букера Попечителем премии «Русский Букер» стал Банк «ГЛОБЭКС» – один из крупнейших финансовых институтов России. С приходом нового Попечителя размер призового фонда увеличен до 1 500 000 руб. лауреату; финалисты премии получают по 150 000 руб.

«Русский Букер» – 2013.

small_20140219_133337Лауреатом премии 2013 года за лучший роман на русском языке стал Андрей Волос за роман «Возвращение в Панджруд» (М.: ОГИ, 2013). Андрей Волос родился в городе, который сейчас называется Душанбе, а писательскую карьеру начал с переводов таджикской поэзии, затем зарекомендовал себя как поэт и прозаик, собрав много литературных наград. По образованию – геофизик. Новый роман Андрея Волоса «Возвращение в Панджруд» посвящен его родным краям и производит сильное впечатление. Блестящая стилизация, переполненная приметами Востока и специфической лексикой (караван-сарай, медина, медресе, мулла), напоминает то притчи о Ходже Насреддине, то турецкий «Королёк – птичка певчая», то плутовской роман «Проделки кого-нибудь там» с центральным мотивом дороги. Главный герой — знаменитый поэт Рудаки (858–941), основоположник современной персидской (таджикской) поэзии. Несмотря на уважение, которым до сих пор пользуется на родине легендарный автор касыд и бейтов, известно о нем мало. Волос фактически придумывает ему и характер, и биографию. И разворачивает ее перед нами в виде воспоминаний, которым предается переживший крушение «Царь поэтов», ослепленный по приказу бухарского эмира и высланный на родину, в кишлак Панджруд. Причем в виде особого наказания 300-километровый путь он должен проделать пешком. Размеренная интонация жаркого востока и афористичность речи – все тут играет в одном такте, создает одну долгую мелодию. Но над всем этим восточным великолепием – поэзия и чудо превращения простого мальчишки в великого Царя поэтов. Чудо рождения, жизни, славы и смерти – под яблоней в дальнем кишлаке Панджруд.

«Русский Букер» – 2012.

small_20121205_160747Премию “Русский Букер-2012” получил Андрей Дмитриев за роман “Крестьянин и тинейджер”. Решение жюри было объявлено во вторник на церемонии, проходящей в гостинице “Золотое кольцо” в Москве. “Крестьянин и тинейджер” привлекает неожиданной фабулой. Это один из признаков хорошей литературы – когда сюжет можно пересказать, что уже интересно. Юноша-мажор, чтобы “откосить” от армии, прячется в деревне и попадает в дом мужика, который меняет его взгляд на мир. В “коротком списке” премии были также “Дневник смертницы” Марины Ахмедовой, “Арбайт, или Широкое полотно” Евгения Попова, “Легкая голова” Ольги Славниковой, “Женщины Лазаря” Марии Степновой, “Немцы” Александра Терехова. В “длинном списке” были книги “Остромов, или Ученик чародея” Дмитрия Быкова, “В Сырах” Эдуарда Лимонова, “Черная обезьяна” Захара Прилепина, “Синяя кровь” Юрия Буйды, “Адаптация” Валерия Былинского, “Предатель” Андрея Волоса, “Большая книга перемен” Алексея Слаповского и другие. Юрий Буйда с романом “Синяя кровь” получил премию “Студенческий Букер”, в лонг-лист которой вошли 15 романов с лучшим рейтингом, то есть те, о которых написано наибольшее количество конкурсных эссе. Всего на “Русского Букера” в этом году было номинировано 136 произведений, допущено – 114. В процессе номинации приняли участие 59 издательств (что на 12 больше, чем в 2010 году), 10 журналов, 8 университетов и 16 библиотек. В состав жюри 2012 года вошли директор Российской государственной детской библиотеки, председатель правления фонда “Пушкинская библиотека” Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик, режиссер, сценарист Павел Санаев, прозаик, критик и публицист Роман Сенчин. В 2012 году старейшая в России независимая литературная премия “Русский Букер” присуждена в 21-й раз. Размер приза, получаемого победителем, в этом году значительно увеличился и составляет 1,5 млн рублей, финалисты премии получат по 150 тысяч рублей.

Премия «РУССКИЙ БУКЕР ДЕСЯТИЛЕТИЯ»

small_20120412_111120В 2011 году старейшая в России независимая литературная премия присуждена в 20-й раз. Проводимый как БУКЕР ДЕСЯТИЛЕТИЯ, конкурс дает возможность проверить перспективную справедливость ежегодных оценок, выносимых Букеровским жюри, и предложить итоговый рекомендательный список читателям современной литературы. Лауреатом премии «РУССКИЙ БУКЕР ДЕСЯТИЛЕТИЯ» назван Александр ЧУДАКОВ (1938-2005) с романом «Ложится мгла на старые ступени…» (финалист 2001 года). В романе-идиллии «Ложится мгла на старые ступени» автор рассказывает о своём детстве, юности, отрочестве и до самых наших времён. Тем, кому сейчас за 50 лет и тем, кому ещё только 20 – этот роман непременно надо прочитать. Это неспешное повествование о том времени, когда свирепствовали сталинские репрессии, когда всё было нельзя и всё делалось с оглядкой на власть. Автору в то время не с чем было сравнивать свою жизнь, т.к. он искренне считал, что родился в самой лучшей стране. В романе нет безысходности, нытья в том духе “ах, как нам было тяжело и невыносимо”. Трудно было жить, но благодаря находчивости и смекалки его ближайших родственников, жить было интересно. В романе описана необыкновенная любовь к своему деду, который был ближе отца и матери, был мудр и честен перед собой и перед людьми, не принимал и не доверял советской власти, но не делал из этого трагедии. В книге много юмора, иронии. Но много и трагических случаев. Всё, о чём написано, взято из жизни. Ничего не придумано.
Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив – и ждёт твоих шагов.

Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарён – я жду твоих шагов.

Александр Блок 4 января 1902 г.

ЛАУРЕАТОМ «РУССКОГО БУКЕРА» – 2010 СТАЛА ЕЛЕНА КОЛЯДИНА

small_20101208_114423На торжественной церемонии в гостинице «Золотое кольцо» председатель жюри литературной премии «Русский Букер» прозаик Руслан Киреев назвал имя лауреата премии 2010 года за лучший роман на русском языке. Им стала Елена Колядина за роман «Цветочный крест», опубликованный в журнале «Вологодская литература» № 7, 2009. Псевдоисторический роман об эпохе XVII века, смелая стилизация, остроумная в плане лексики и стиля. Опубликованный в журнале “Вологодская литература” “Цветочный крест” вызвал в Вологде яростную дискуссию. Роман нашел как поклонников, так и яростных недоброжелателей..

ФИНАЛИСТЫ «РУССКОГО БУКЕРА» – 2010

Жюри литературной премии «РУССКИЙ БУКЕР» огласило «короткий список» произведений, составивших шестерку финалистов премии 2010 года за лучший роман на русском языке:

Олег Зайончковский «Счастье возможно»

    Андрей Иванов «Путешествие Ханумана на Лолланд»

    Елена Колядина «Цветочный крест»

    Мариам Петросян «Дом, в котором…»

    Герман Садулаев «Шалинский рейд»

    Маргарита Хемлин «Клоцвог».

В жюри литературной премии «Русский Букер»-2010 вошли также критики Марина Абашева (Пермь) и Мария Ремизова, прозаик Валерий Попов (Санкт-Петербург), режиссер и сценарист Вадим Абдрашитов.

В 2010 году старейшая в России независимая литературная премия будет присуждаться в 19-й раз. С 2006 года новым, четвертым за время существования Русского Букера, попечителем премии стала международная энергетическая компания BP. Размер приза, получаемого победителем, в этом году увеличился и составляет 600 тысяч рублей, финалисты получат по 60 тысяч рублей.

“ДЛИННЫЙ СПИСОК”
литературной премии
“РУССКИЙ БУКЕР”- 2009

Юрий Арабов. Чудо. М.: Астрель, 2008.
Михаил Балбачан. Шахта. М: Время, 2008.
Всеволод Бенигсен. ГенАцид. М.: Время, 2009.
Андрей Битов. Преподаватель симметрии. М.: Журнал «Октябрь» № 8- 9, 2008.
Андрей Волос. Победитель. М.: Акпресс /АСТ, 2009.
Мария Галина. Малая Глуша. М.: Журнал «Новый мир» № 12, 2008.
Андрей Геласимов. Степные боги. М: ЭКСМО, 2008.
Олег Журавлев. Соска. М.: ОГИ, 2008.
Леонид Зорин. Глас народа. М.: Журнал «Знамя», № 11, 2008.
Александр Кабаков. Беглец. М.: Журнал «Знамя», № 5, 2009.
Григорий Канович. Очарованье сатаны. М.: Текст, 2008.
Елена Катишонок. Жили-были старик со старухой. СПб: Геликон Плюс, 2009.
Николай Крыщук. Кругами рая. М: Журнал «Звезда» № 1-2, 2009.
Владимир Маканин. Асан. М.: Журнал «Знамя» № 8-9, 2008.
Александр Мелихов. Интернационал дураков. СПб: Журнал «Нева» № 11, 2008; М.: ПРОЗАиК, 2008.
Роман Сенчин. Елтышевы. М: Журнал «Дружба народов» № 3-4, 2009.
Александр Снегирев. Нефтяная Венера. М.: АСТ, 2008.
Андрей Тарасов. Безоружный. М.: Новая элита, 2009.
Александр Терехов. Каменный мост. М.: Астрель, 2009.
Борис Хазанов. Вчерашняя вечность. Дортмунд: Журнал «Зарубежные записки» № 1-3, 2008.
Вадим Чекунов. Кирза. М.: Популярная литература, 2009.
Елена Чижова. Время женщин. СПб.: Журнал «Звезда» № 3, 2009.
Леонид Юзефович. Журавли и карлики. М: Журнал «Дружба народов» № 7-9, 2008; М.: Астрель, 2008.
Любовь Юргенсон. Воспитанные ночью. М.: НЛО, 2009.

«Русский Букер» – 2009г.

small_20091210_181603Лауреатом «Русского Букера» 2009 года стала петербургская писательница Елена Чижова с романом «Время женщин» Чижова, Е. Время женщин : роман / Е. Чижова // Звезда. – 2009. – № 3. – С. 7 – 102. Елена Семеновна Чижова – прозаик, переводчик, эссеист. Главный редактор международного журнала “Всемирное слово” (Санкт-Петербург), директор Санкт-Петербургского русского ПЕН-Клуба. По словам Елены Чижовой, она “и в институте преподавала, и в бизнесе работала, а в последние годы сидит за письменным столом”. Как профессиональный писатель начала публиковаться около десяти лет назад. Елена Чижова – автор романов “Крошки Цахес” (2000), “Лавра” (2002), “Преступница” (2004), “Время женщин” (2009), публиковавшихся в журнале “Звезда”. В 2009 году у нее вышел сборник “Крошки Цахес. Лавра”. Романы “Лавра” и “Преступница” – финалисты премии “Русский Букер” в 2003 и 2005 годах. Елена Чижова – лауреат премии журнала “Звезда” (2000) за лучший дебют и Санкт-Петербургской премии “Северная Пальмира” (2001) по разделу “Проза”. Говоря однажды о романе “Время женщин”, писательница сказала, что ее занимает вопрос: “Почему в России нет исторической памяти?”. Она приходит к выводу, что “вот так как-то получалось, что у нас в 20-м веке носительницами исторической памяти могли быть только женщины”. По словам Елены Чижовой, в романе в каком-то смысле она пишет и о своем детстве, говорит не от себя, а от лица своей прабабушки, своей умершей в блокаду бабушки и своих родных, которые погибли в Ленинграде в 1937-1938 годах.

2008 год – Михаил Елизаров.

small_20090116_135137

Михаил Елизаров родился в 1973 году в Ивано-Франковске. Окончил филологический факультет университета в Харькове и музыкальную школу по классу оперного вокала. С 1995 года жил в Ганновере, в настоящее время живет в Москве. В 2001 году в издательстве Ад Маргинем вышел его сборник “Ногти”, привлекший скандальное внимание. В книгу вошли 24 рассказа и одноименная повесть, главными героями которой являются воспитанники интерната для слабоумных детей. Неоднозначные оценки получил и роман Елизарова Pasternak (2003), где Борис Пастернак представлен в образе демона, “отравляющего” сознание интеллигенции своими произведениями. В 2007 году был опубликован роман Михаила Елизарова «Библиотекарь», за который автор получил премию «Русский Букер». Главный герой романа узнаёт, что несколько книг забытого советского писателя обладают мистическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточённую борьбу. Как отмечалось в журнале «Знамя», «проза Михаила Елизарова, похоже, эволюционирует подобно прозе В. Сорокина: от скандальной эпатажности к интеллектуально насыщенной беллетристике».

За звание победителя в этом году боролись:

    Бояшов Илья. Армада.– СПб.: Амфора, 2007.

    Елизаров Михаил. Библиотекарь.– М.: Ад Маргинем, 2007.

    Некрасова Елена. Щукинск и города.– М.: Флюид, 2007.

    Садулаев Герман. Таблетка.– М.: Ад Маргинем, 2008.

    Шаров Владимир. Будьте как дети.– М.: Вагриус, 2008; ж-л «Знамя».– 2008.– №№ 1, 2.

    Щекина Галина. Графоманка.– М., Тель-Авив: Издательское содружество А. Богатых и Э. Ракитской, 2007.

2007 год – Александр Иличевский

ilichevskЛауреатом премии 2007 стал Александр Иличевский с романом «Матисс», опубликованном в журнале «Новый мир» 2007 .- №2, №3. Александр Иличевский родился в 1970 в Сумгаите ( Азербайджан ). Поэт и прозаик. Получил физико-математическое образование. В 21 год он неожиданно увлекся литературой и за короткое время написал два романа – “Нефть” (1998) и “Дом в Мещере”(1999), а также издал три сборника стихов. С 1991 по 1998 год занимался научной работой в Израиле и Калифорнии. С 1998 года снова в Москве. В 2005 году Иличевский стал лауреатом премии имени Юрия Казакова как автор лучшего рассказа (“Воробей”). С романом “Ай-Петри” вошел в шорт-лист “Большой книги” 2006 года. “Матисс” стал финалистом второго сезона “Большой книги” в 2007 году и победителем «Букера – 2007». Героя « Матисса» зовут Леонид Королев. Он ровесник автора, тоже физик по образованию и странный человек. Как будто совсем такой же, как и мы, только другой, во-первых, первых, потому, что долгое время искусно умудряется не подпускать к себе жизнь ближе, чем на расстояние вытянутой руки, а во- вторых, потому, что, когда наконец решает пересечь эту зону отчуждения, то делает это окончательно и таким способом, который нам и не снился. Или, вернее, только снилось. Герой добровольно превращается в бомжа. А. Иличевский публиковался в «Новом Мире», «Октябре», «Новой Юности», о чем свидетельствует список на сайте проекта “Журнальный мир”, а также в сетевом журнале литературных эссе «В моей жизни», на сайте «Сетевая словесность». Автор идеи научно-популярного портала «Технология-ZOO».

2006 год – Ольга Славникова

slavnikovaПобедитель “Русского Букера-2006” Ольга Славникова родилась в Екатеринбурге, по профессии она не только писатель, но и критик, журналист, координатор независимой молодежной литературной премии “Дебют”. Ее произведение “Стрекоза, увеличенная до размеров собаки” было включено в шорт-лист премии “Букер” в 1996 году. Романы Ольги Славниковой также переведены на английский, итальянский, французский языки. Ее роман «2017» жюри назвало лучшим практически единогласно. Действие романа происходит в год столетия революции (разворачивается во времени, которого еще нет,-в 2017 году ,и в пространстве, которого нет ).Оно способно увлечь самых разных читателей: кого-то – любовной линией, кого-то – завораживающей мистикой самоцветных Рифейских гор (Уральские горы названы Рифейскими). Роман пронизан любовью к Уралу, восхищением красотой его природы, очень много рассказано о камнях и легендах, связанных с их поисками. В то же время «2017» – сатира, фарс, гротеск на ситуацию сегодняшнего дня, на всякий случай запрятанный под портрет грядущего, не такого уж далекого. Критические статьи, рецензии, эссе публиковались в журналах “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь”, “Дружба народов”, “Урал”, “Вопросы литературы”, “Неприкосновенный запас”, в газетах “Книжное обозрение”, “Литературная газета”, “Время МК”, “Уральский рабочий”, “Книжный клуб”. Обширный список публикаций О. Славниковой опубликован на сайте “Журнальный зал”. О своей новой книге, аметистовых щепках, премии “Дебют” и способах превращения полезного в приятное Ольга Славникова рассказала Майе Кучерской. Сайт “Современная русская литература с Вячеславом Курицыным” знакомит с отрывками некоторых произведений писательницы.